Мегаверфь «Звезда» построит для России самые мощные в мире ледоколы

Россия сохранит лидерство в мире по возможностям своего ледокольного флота и обеспечит круглогодичную навигацию по Северном морскому пути

Мегаверфь «Звезда» построит для России самые мощные в мире ледоколы

«Президент дал свое согласие об определении «Звезды» (судостроительный актив «Роснефти», Большой Камень, Приморский край — «МК») единственным исполнителем строительства ледоколов «Лидер». Распоряжение правительства будет подготовлено в соответствии с указанием главы государства в установленном порядке», — рассказал Юрий Борисов.

Вопрос с финансированием строительства решен, отметил вице-премьер. «Всего будет три таких ледокола. «Звезда» будет строить их в кооперации с российскими судостроителями, в том числе с Балтийским заводом, которые будут делать для предприятия отдельные агрегаты и узлы.

Решение о строительстве гигантских ледоколов, каждый мощностью 120 МВт, которые задуманы как самые мощные в мире атомные ледоколы, было озвучено вскоре после посещения «Звезды» президентом Владимиром Путиным в рамках Восточного экономического форума ВЭФ-2018. Президент принял участие в заливке первого бетона в плиту основания крупнейшего в России сухого дока. Говоря о значении этого сооружения, Главный исполнительный директор, Председатель правления ПАО «НК Роснефть» Игорь Сечин сказал, что параметры дока «позволят строить все существующие и перспективные суда практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов, в том числе крупнейший арктический танкер-газовоз, разработанный для работы на Северном морском пути в рамках проекта «Арктик СПГ», буровые суда высокого ледового класса, атомные ледоколы «Лидер», морскую технику и другие уникальные суда».

«По графику планировалось сдать объект в 2023 году. Сейчас работы идут полным ходом, мы намерены значительно сократить сроки строительства и сдать сухой док в эксплуатацию уже в 2020 году», — сообщил также Игорь Сечин.

Док представляет собой сложное гидротехническое сооружение размерами 485 на 114 на 14 метров. Для него ведется изготовление еще одного крана «Голиаф», а также изготавливаются батопорт и башенные краны.

Ранее вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин рассказал «Российской газете» об уникальных возможностях судостроительного комплекса «Звезда». По его словам, обновленная верфь ознаменует появление в России «новой отрасли отечественной промышленности – тяжелого судостроения». Он напомнил, что даже в советские времена крупные танкеры, газовозы, сложная морская техника для освоения шельфа — все это закупалось за границей.

«Да, военные верфи традиционно были на высоте, но гражданское судостроение не дотягивало до общемировых стандартов. В 2015 году мы начинали, фактически, с нуля. Теперь благодаря тому, что на «Звезде» строятся уникальные спусковые и гидротехнические сооружения, мы можем применять метод крупноблочного судостроения и производить принципиально новую линейку судов. Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тыс. тонн. Чтобы вы наглядно могли себе представить — это вес четырех ледоколов «Ленин», — рассказал Андрей Шишкин.

С начала модернизации производства «Звезды» введен в эксплуатацию открытый достроечный стапель верфи площадью 12 гектаров. «Это, примерно, как Красная площадь в Москве. На стапеле установлено четыре башенных крана с маховой стрелой грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн. Это самый большой кран в России», — отметил Андрей Шишкин.

Пока российские судоверфи такими кранами не обладают. Максимальная грузоподъемность существующих кранов не превышает 500 тонн. Высота «Голиафа» — 110 метров. Это выше, чем здание гостиницы «Ленинградская». Ширина пролета — 230 метров и сопоставима с шириной поля на стадионе «Олимпийский» в Москве.

Говоря о новом сухом доке, Андрей Шишкин сравнил его размеры с египетскими пирамидами. «Это, скажем, две пирамиды Хеопса», — оценил он. По его словам, новый док обеспечит формирование мощного судостроительного кластера в стратегически важном регионе, близкого к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона, его сооружение станет «поворотным моментом в истории гражданского судостроения» России.

Андрей Шишкин привел пример с судостроением Южной Кореи, которое вышло на лидирующие позиции в мире, благодаря поддержке государства. Сегодня доля корейских корабелов в сегменте наиболее дорогих и высокотехнологичных судов достигла 60%. При этом «Звезда» сможет конкурировать с дальневосточным соседом.

«В 2018 году цены на суда корейского производства выросли примерно на 15%. На это повлиял целый ряд факторов, в том числе и рост цен на сталь. Высокая доля импорта делает южнокорейские верфи зависимыми от внешней конъюнктуры и приводит к сокращению разрыва в ценах на их продукцию и продукцию ССК «Звезда», — рассказал Андрей Шишкин.

В числе наших конкурентных преимуществ он назвал наличие сильной инженерной школы с многолетней историей и богатыми традициями. К тому же на «Звезде» планируется полный производственный цикл, начиная с проектирования судов и заканчивая спуском на воду, что позволит заказчикам сократить и сроки реализации проектов, и их стоимость. «Звезда» не собирается «слепо копировать корейский опыт». «Ставку мы делаем, скорее, на суда и платформы для освоения арктического шельфа и Северного морского пути», — сказал Андрей Шишкин.

Севморпуть, по его словам, «это будущее континента», ключевая транспортная артерия, связывающая воедино Евразию.

«Он на восемь тысяч километров короче южной морской трассы, и, если нам удастся создать современную линейку кораблей ледового типа, обеспечить круглогодичную навигацию благодаря мощному ледокольному флоту, все козыри будут у нас в руках», — заявил    Андрей Шишкин.

Он призвал и другие российские нефтегазовые компании использовать уникальные возможности «Звезды» для строительства судов для своих нужд.

«Мы, безусловно, рассчитываем на это. Национальные компании должны строить корабли на национальных верфях. Это единственный действенный способ развития судостроительной отрасли», — уверен Андрей Шишкин.

Сама «Роснефть» в 2016 году заключила с судоверфью эксклюзивное соглашение о размещении всех своих заказов на строительство новой морской техники и судов. Портфель заказов «Звезды» составляет 26 судов. На «Звезде» будут построены   четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса; 12 «зеленых» танкеров класса «Афрамакс» на газомоторном топливе; десять арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. тонн; арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн. Всего производственная программа «Звезды» до 2035 года  насчитывает 178 единиц судов и объектов морской техники различных типов.

В 2013 году по поручению президента России Владимира Путина на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта началось создание судостроительного и промышленного кластера по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений. Проект строительства суперверфи «Звезда» — первой в России верфи крупнотоннажного судостроения — реализуется консорциумом частных инвесторов во главе с «Роснефтью». В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Для управления проектом строительства многофункциональных судов снабжения ледового класса на СК «Звезда» создано совместное предприятие НК «Роснефть» и Damen — ООО «Звезда Морские технологии». Производство судового оборудования (винто-рулевых колонок и систем электродвижения судов) на территории Приморского края будет локализовано НК «Роснефть» совместно с General Electric на предприятии ООО «Завод ВРК Сапфир». В ноябре 2017 года на территории верфи «ССК Звезда» начато строительство завода. Совместное предприятие НК «Роснефть» и Keppel Offshore & Marine будет заниматься проектированием и локализацией самоподъемных плавучих буровых установок. В целях управления проектом строительства танкеров типа «Афрамакс» на СК «Звезда» создано совместное предприятие с Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. — ООО «Звезда-Хёндэ».

Для привлечения инвестиций, создания дополнительных рабочих мест, новых промышленных объектов, производства экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции в судостроительной сфере на территории городского округа Большой Камень создана территория опережающего социально-экономического развития «Большой Камень». Льготы, предоставляемые резидентам ТОСЭР, делают площадку привлекательной для партнеров проекта и позволяют сформировать технологичную цепочку вокруг судостроительного комплекса «Звезда».

Источник: mk.ru

Добавить комментарий

*

один × четыре =