Россия теряет газовый рынок Европы: конкуренты действуют все жестче

«Газпрому» отказываются платить прежние деньги

Россия теряет газовый рынок Европы: конкуренты действуют все жестче

Жидкий конкурент «Газпрома»

Сжиженный природный газ (СПГ), транспортировка которого не требует строительства многокилометровых трубопроводов, если и не теснит голубое топливо, поставляемое традиционным транспортом, то постепенно создает ему реальную конкуренцию. По прогнозу Международного энергетического агентства, через пять лет производство СПГ в мире вырастет с 450 млрд до 650 млрд кубометров в год. Россия в этом бизнесе будет играть отнюдь не первую роль. Тройка призеров распределится так: Австралия — 117 млрд, США — 107 млрд, Катар — 105 млрд кубометров. Причем экспортные возможности Соединенных Штатов существенно вырастут (сейчас США производят всего 15 млрд кубов). Поставляя эти выросшие объемы в Европу, Вашингтон намерен урезать долю России в энергобалансе стран ЕС.

Увеличению добычи углеводородов американскими компаниями будет способствовать указ президента Дональда Трампа, подписанный в апреле и направленный на расширение масштабов добычи нефти и газа на континентальном шельфе США. По оценкам, на этих территориях содержится более 9 трлн кубометров неразведанного, но поддающегося добыче газа. Сейчас там производится лишь 4% общего объема добычи голубого топлива США. Если нарастить эти мощности, то задача Вашингтона по завоеванию европейского энергорынка приобретет реальные очертания.

От других конкурентов, в частности Катара, нашей стране также стоит ожидать подвоха. Государственная компания этой страны Qatar Petroleum рассчитывает сохранить за собой первое место по производству СПГ и для этого расширяет добычу на гигантском шельфовом месторождении в Персидском заливе. Добыча газа в рамках этого проекта приносит Катару около 60% ее экспортной выручки.

Австралия также не отстает. Страна-континент ввела в эксплуатацию две последние очереди проекта Gorgon в рамках сотрудничества с американской Chevron, что позволяет удвоить существующие мощности Австралии по сжижению газа.

В целом, как полагают эксперты, после продолжительного затишья на мировом рынке СПГ процесс реализации проектов в этой области набирает обороты. Его подогревает ожидание дефицита предложения этого вида топлива, который предположительно будет наблюдаться в ближайшие пять лет. Вероятность того, что «избыточный» сжиженный газ устремится в богатые европейские страны, весьма велика. И это реальная опасность для «Газпрома».

Дуэль на трубах

Конкуренцию российскому газовому экспорту могут составить сразу несколько трубопроводных проектов, по которым голубое топливо экспортируется в страны ЕС с месторождений Кавказа и Средней Азии. Речь идет о трех магистральных газопроводах, которые входят в так называемый Южный газовый коридор: Южно-Кавказском — через Азербайджан и Грузию, Трансанатолийском (TANAP) — через Турцию и Трансадриатическом (TAP) — через Грецию и Албанию. В результате их строительства голубое топливо с крупного азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2 сначала достигнет Турции, а затем пройдет по 800-километровому отрезку от турецко-греческой границы в Албанию и Адриатическое море. Конечная точка маршрута — Италия.

Вашингтон и Европа не ставят палки в колеса этим проектам, в отличие от российских — типа «Северного тока-2». Южно-Кавказский газопровод заработал 29 мая этого года. Причем, по словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, его страна в будущем способна заметно нарастить объемы поставок газа в Европу. Строительство Трансадриатической ветки этого маршрута также активизировалось. Как сообщает консорциум TAP, более 70% территорий вдоль трубопровода приведены в исходное состояние. Трубопровод TANAP был запущен в эксплуатацию в июне этого года. Как заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель во время визита в Баку, открытие Южного газового коридора является «хорошей новостью для энергоснабжения ЕС», так как поставки азербайджанского газа в Европу можно рассматривать в качестве альтернативы экспансии «Газпрома».

Собственные новые газопроводы могут быть построены и внутри Европы. Румынская Transgaz заявила, что намерена создать газовый маршрут на Украину, чтобы Незалежная не испытывала зависимости от российского топлива. Как сообщил Бухарест, сейчас Румыния удовлетворяет 90% газовых внутренних потребностей в газе, но страна нашла новые залежи углеводородов на шельфе Черного моря, за счет которых можно вдвое увеличить добычу.

Конкуренция по-американски

Значит ли все это, что «Газпрому» суждено в ближайшем будущем потесниться на европейском топливном рынке? Не факт. Несмотря на то что сместить Россию с первого места по обеспечению Европы голубым топливом пытаются сразу несколько оппонентов, их положение отнюдь не является беспроблемным.

В частности, аргументы, на основании которых Вашингтон собирается стать крупнейшим экспортером газа на европейский рынок, можно подвергнуть серьезному сомнению. В настоящее время в США реально функционирует только один крупный завод по переработке газа в СПГ — Sabine Pass. Его мощность — менее 20 млрд кубометров. Этой осенью Штаты обещают достроить еще одно предприятие и довести уровень производства до 45 млрд кубов. Однако помимо увеличения производства СПГ американцам придется расширять мощности по его загрузке в морские танкеры. Европа не обладает достаточными мощностями по приему СПГ из США. Более того, единственный подобный перерабатывающий терминал сейчас закружен лишь на 20–25%.

Трамп готов решить эту проблему. На встрече с итальянским премьером Джузеппе Конте в конце июля в Вашингтоне американский президент заявил, что европейские страны согласны построить с десяток портов регазификации (преобразования СПГ из жидкого в газообразное состояние) для увеличения экспортных поставок из США. По словам Трампа, средства на финансирование этих проектов предоставят страны Старого Света: «Европейцы заплатят, чтобы мы могли поставлять СПГ в различные части Европы».

Судя по всему, Конте не был готов к подобному призыву. Он подтвердил, что у США и ЕС есть общие интересы в топливной сфере, но намекнул, что энергобаланс всех стран ЕС не нуждается в увеличении поставок СПГ из США — это нужно только южным государствам Европы, у которых нет достаточных мощностей по транспортировке трубопроводного газа.

Как подсчитали эксперты, нынешняя стоимость строительства одного комплекса мощностью в 10 млрд кубометров в год СПГ составляет $1,5 млрд. Десять подобных заводов, которые предлагает построить Трамп, обойдутся Европе в $15 млрд. Подготовка бухгалтерских документов, технических и бизнес-проектов, аудит, строительство инфраструктуры (газоотводов, компрессорных и распределительных станций), поиск сбытовых систем и подбор поставщиков технологий, а также закупка комплектующих и заказ услуг удвоят эту сумму. То есть стоимость только европейской части глобального газового маршрута из США в Старый Свет грозит дойти до $30 млрд.

Между тем затраты на строительство «Северного потока-2» суммарно составляют примерно $10,5 млрд — втрое меньше американской сметы. Понимая рыночную привлекательность российского проекта, Вашингтон старательно играет на понижение, включая механизм политических санкций против Москвы. Угрозы Соединенных Штатов подвергнуть экономической обструкции европейские компании, финансирующие создание этого маршрута, привели к тому, что один из спонсоров, германский энергоконцерн Uniper, уже заявил о возможном выходе из проекта. «Мы не можем рисковать. Если подпадем под американские санкции, нас исключат из международного платежного оборота. Мы не сможем вести дела в долларах», — объяснил финдиректор Uniper Кристофер Дельбрюк.

Если Uniper действительно покинет проект, а затем к нему присоединятся другие финансовые партнеры «Газпрома» по «Северному потоку-2» (еще один немецкий холдинг Wintershall, французская Engie, австрийская OMV, англо-голландская Royal Dutch Shell), то шансы России достроить этот газопровод вовремя существенно сократятся.

Куда плывут газовозы

«Европа выбирает, кому платить дешевле», — отмечает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Как заявил замглавы правления «Газпрома» Александр Медведев, в 2018 году средняя цена поставок российского топлива в дальнее зарубежье составит $230 за тысячу кубов. Стоимость американского топлива с учетом доставки доходит до $290. Возможно, именно поэтому в отчете Еврокомиссии по газовому рынку за I квартал 2018 года отмечается, что импорт СПГ в государства Старого Света из третьих стран снизился на 13%. В том числе американская доля СПГ на европейском рынке составляет только 1%.

У других потенциальных экспортеров голубого топлива в ЕС также есть определенные затруднения с осуществлением их планов. Катар может сорвать обещания по увеличению поставок СПГ в европейские страны. Еще в июне 2017 года Доха разорвала дипломатические отношения с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. В том числе было остановлено движение СПГ-танкеров из Катара в Европу через территориальные воды этих государств. Катарские газовозы теперь плывут в страны Старого Света по иранским маршрутам. Потенциал роста грузооборота по данной морской трассе ограничен, поэтому Доха может отложить планы по увеличению экспорта газа в ЕС на неопределенный срок.

Сомнительно, что и газ из Австралии станет помехой российскому на европейском рынке. Основные потребители австралийского СПГ — Япония, Южная Корея и Китай. Поднебесная, к слову, в 2017 году стала вторым крупнейшим импортером СПГ. Цена австралийского газа на лондонском газовом хабе NBP примерно на $20–30 выше, чем на азиатских рынках. Причем это только закупочная стоимость, не учитывающая затраты на транспортировку и регазификацию. Закупать в больших объемах это топливо трейдеры не спешат. Как полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, несмотря на развитие австралийского рынка СПГ, существует высокая вероятность, что его поставки в Европе окажутся неконкурентоспособными.

Увеличения поставок со стороны Средней Азии и Кавказа также может не произойти. В 2017 году азербайджанское месторождение «Шах-Дениз-2» дало чуть более 10 млрд кубометров газа. Для начальной загрузки Южного газового коридора, в том числе газопровода TANAP, необходимо как минимум вдвое больше. Только в Европу необходимо будет отправлять не менее 27–32 млрд. Однако в лучшем случае достичь отметки в 18 млрд кубометров в год у Баку получится лишь в 2022 году.

Дешево и сердито

Если отбросить в сторону геополитические реалии и считать только экономические эффекты, то Россия остается самым выгодным газовым партнером для стран ЕС. Наше голубое топливо дешевле. Стоимость тысячи кубометров для зарубежных покупателей составит в этом году в среднем $225 (учитывая скидки) за тысячу кубометров. «Цена самой дешевой тысячи кубометров алжирского и американского голубого топлива для Европы окажется на $20–40 дороже, — считает старший аналитик БКС Сергей Суверов. — Причем поставки этого топлива придется ожидать около месяца. Экспорт же из России может быть осуществлен гораздо оперативнее».

«Для роста поставок сырья на европейский рынок запасов у «Газпрома» вполне достаточно», — полагает, со своей стороны, Михаил Крутихин. В то же время эксперт признает, что в настоящее время Москва сталкивается на европейском газовом рынке с беспрецедентной конкуренцией. И если Вашингтон и Брюссель продолжат активно разыгрывать политические козыри, то «Газпрому» придется начать отступление с европейского направления. Трагедии в этом эксперты не видят, потому что Россия давно уже пытается создать плацдарм для завоевания газового рынка Азии, весьма привлекательного с точки зрения бурного экономического развития данного региона.

Правда, расширяя свое присутствие в азиатском направлении, Россия рискует столкнуться уже не с привычными конкурентами — США и Катаром, а с новым мощным соперником — Австралией, которая продолжает усиливать свои позиции на соседних с ней топливных рынках.

Таблица

Поставщики газа в Европу

(доля рынка, %):

34% Россия

24% Норвегия

11% Алжир

6% Катар

25% США и другие поставщики СПГ

Источники: Gas exporting countries forum.

Санкции . Хроника событий

Источник: mk.ru

Добавить комментарий

*

1 × 3 =